Писатели Кавказа и Закавказья
3 марта - Всемирный день писателя. Этот праздник, который ведет свою историю еще с 1921 года, призывает всех авторов воздерживаться от лживых публикаций, преднамеренной фальсификации, умышленного искажения фактов или тенденциозно бесчестной их интерпретации ради политических, групповых и личных интересов.
С каких имен начиналась литература Кавказа и Закавказья?
Литература народов Кавказа и Закавказья — одна из самых древних. Уже в I в. до н. э. в армянских театрах разыгрывались трагедии греческих авторов и армянского царя Артавазда.
В течение веков многочисленные завоеватели покушались на независимость Грузии и Армении. Подобно смерчу, проносились по их городам и селам римляне, персы, византийцы, арабы, турки-сельджуки, монголы.
В героической борьбе с иноземцами народы Закавказья отстояли свою самобытную культуру, свою письменность.
Всенародный отпор завоевателям привел к зарождению героического эпоса: о Давиде Сасунском — у армян, о богоборце Амирани — у грузин, песни «Кёроглу» — у азербайджанцев.
Армянский эпос о богатырях Сасунского дома сложился во время борьбы армянского народа с Арабским халифатом (VII — X вв.). Перед нами проходит жизнь четырех поколений титанов — Санасара, Мгера, Давида, Мгера-младшего. Они побеждают врагов, строят крепости и храмы, защищают бедных и обездоленных, отстаивают правду и справедливость. Самый любимый народный герой — Давид, победивший арабских завоевателей. После победы Давид распускает враждебную армию по домам, потому что арабские воины — тоже подневольные люди, такие же пастухи и пахари, как и его соотечественники.
Сын Давида — Мгер-младший хочет устроить на земле справедливую жизнь и вызывает на бой самого бога, виновного в несовершенном устройстве мира, где сильный властвует над слабым, где царствуют злоба, пороки, глупость и ложь. Бог не принимает вызова и проклинает смельчака.
Мотив поэтизации бытия и одновременно бунт против мира, где нет гармонии человеческой жизни и природы, бунт против самого бога проходит через всю средневековую армянскую лирику.
Выражением трагедийного начала в поэзии Армении является творчество Григора Нарекаци (951 — 1003). Он еще не в состоянии порвать с религией (Нарекаци сам был епископом), но уже видит, что люди под властью царя, церкви, денег несчастны. В поэме Нарекаци «Книга трагедий» рождается новый герой. Он не обрел пока уверенности на «грешной земле», но уже ушел из «райских кущ» христианского неба.
Эта тема близка и творчеству других средневековых армянских поэтов — Нерсеса Шнорали (XII в.), Фрика (XIII в.), Мкртыча Нагаша (XIV — XV в.), Наапета Кучака (XVI в.). Со временем чувство разлада с миром ослабевает; поэты уделяют больше внимания человеку, его чувствам и переживаниям.
В грузинском героическом эпосе — сказании об Амирани рассказывается, как Амирани, подобно Прометею, похитил огонь у богов и дал его человеку, чтобы тот стал могучим и бесстрашным. В наказание боги приковали Амирани к Кавказским горам и орлы терзали его грудь.
Народные героико-романтические сказания имели большое влияние на последующее развитие грузинской литературы, прежде всего на Шота Руставели — Творца бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (см. ст. «Шота Руставели»).
Средневековая азербайджанская поэзия развивалась под сильным воздействием персидской и арабской литературы. Вершиной ее было творчество Низами Гянджеви (1141 — 1209), автора всемирно известной поэмы «Пятерица» («Хамсэ»). Она состоит из пяти частей, сюжеты которых затем стали традиционными для многих авторов (например, «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун»). Низами использовал мотивы героического народного эпоса, в его творчестве глубоко отразились гуманистические идеи, чаяния народа. Низами защищал права и достоинство угнетенного человека.
С XIV — XV вв. развивается и азербайджанская любовная лирика. Несравненным мастером ее был Мухаммед Физули (1494 — 1556), создававший свои газели (двустишные строфы с постоянной рифмой на конце каждого двустишия) на азербайджанском, персидском и арабском языках.
К XVI — XVII вв. средневековая лирика постепенно угасает. Беспрерывные нашествия кочевников уничтожили центры национальной культуры. В этот период громадное значение приобретает творчество народных певцов — ашугов и гусанов. Они продолжают развитие национальных литератур народов Закавказья.
Наиболее яркая фигура этой эпохи — поэт трех братских народов Закавказья Саят-Нова (1712 — 1795; настоящее имя Арутюн Сааднян). Саят-Нова родился в Тбилиси в семье ремесленника. Он гордился своим происхождением. «Я простолюдин, а не князь, другого званья не хочу», — писал поэт.
Саят-Нова был противником крепостничества, он выступал против попрания человеческого достоинства. Он верил, что народ, свободный от гнета религии и феодального деспотизма, построит свою жизнь по законам добра и справедливости. За свой гордый, свободолюбивый нрав Саят-Нова был сослан и пострижен в монахи.
Ашуг провел в монастыре сорок долгих лет, но и там слагал свои песни. Поэзия Саят-Новы блистает роскошью красок и созвучий. Она воспевает любовь, радость жизни. Саят-Нова писал стихи на трех языках: армянском, грузинском и азербайджанском. Он был горячим поборником дружбы между народами Закавказья.
В XVIII — первой половине XIX в. большое влияние на развитие грузинской литературы оказали Давид Гурамишвили (1705 — 1792) и Николоз Бараташвили (1817 — 1845). Поэма Гурамишвили «Беды Грузии» и поэмы Бараташвили «Мерани» («Пегас») и «Судьбы Грузии» проникнуты любовью к родине, идеями свободы личности, свободы народа.
С середины XIX в., в годы падения крепостного права, в годы первой революционной ситуации в России, начинается новый этап в развитии литературы народов Закавказья. Передовые писатели Закавказья И. Чавчавадзе, М. Налбандян, X. Абовян (см. ст. «Хачатур Абовян») и многие другие принимают самое активное участие в развернувшемся общественном движении и воплощают в жизнь выдвинутые русской революционно-демократической критикой принципы реализма и народности в литературе. Они призывают к союзу с русскими передовыми общественными силами, тесно связывая задачи национального обновления с задачами общей освободительной борьбы.
В литературе народов Закавказья вторая половина XIX в. отмечена утверждением реализма, вниманием к изображению жизни народа: «Рассказ нищего» и «И это человек?» И. Чавчавадзе, «Сурамская крепость» Д. Чонкадзе, драматургия Г. Сундукяна (пьеса «Пепо»). Успешно развивается и романтическое направление, особенно в жанре исторического романа: «Давид-бек», «Самвел», «Искры» Раффи.
Конец века отмечен в армянской литературе фундаментальной прозой А. М. Ширванзаде, роман которого «Хаос» показывает возникновение и моральный распад новой буржуазии.
Большую роль в литературе азербайджанцев, особенно в драматургии, начинает играть сатира. Основы этого направления заложил Мирза Фатали Ахундов (см. ст. «Мирза Фатали Ахундов»). Разоблачение предрассудков, деспотизма и церкви занимало основное место в драматургии Наджафа-бека Везирова (1854 — 1926), в произведениях Алекпера Сабира (1862 — 1911) и Джалила Мамедкулизаде (1866 — 1932) — основателя знаменитого на Кавказе сатирического журнала «Молла Насреддин». В начале XX в. в азербайджанскую драматургию проникают романтические и философские мотивы.
В грузинской литературе на рубеже XIX — XX вв. выделяется могучая фигура Важа Пшавелы (1861 — 1915; настоящее имя — Лука Разикашвили). Поэмы Пшавелы выражают идеалы народной жизни, его герои — сильные и благородные люди, многие из них жертвуют жизнью, отстаивая справедливость («Гость и хозяин», «Алуда Кеталаури», «Бактриони» и др.).
Обширное поэтическое наследие оставил основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров (1859 — 1906).
Народным певцом — ашугом в Дагестане был крестьянин Сулейман Сталъский (1869 — 1937; настоящая фамилия — Гасанбеков), слагавший стихи на лезгинском языке. Поэт родился в семье крестьянина-бедняка в ауле Ашага-Стал (отсюда прозвище Стальский). Рано оставшись без матери, Сулейман ушел батрачить в Дербент. Молодые годы Сулеймана прошли в лишениях и скитаниях.
Однажды, уже в зрелом возрасте, услышав, как бродячие певцы-ашуги поют о соловье, он сказал: «Ведь это все лежит у меня на душе. Я могу спеть не хуже!» Вернувшись домой, он сложил песню. Старые восточные поэты на все лады восхищались соловьем, поющим песнь над розой. Сулейман же написал о нем совсем по-другому:
Ты презирать людей готов,
Звеня в саду на сто ладов.
Но, трус, бежишь от холодов.
Стыдись, надменный соловей!
Постой, куда ты? Страхи брось!
Поведай, как тебе жилось.
Быть может, голодать пришлось?
Будь откровенным, соловей.
(Перевод С. Липкина.)
Стальский и Гамзат Цадаса (1877 — 1951) первыми из старшего поколения поэтов Дагестана искренне и горячо воспели революцию. После установления Советской власти в Дагестане Сулейман слагает песни о новой жизни своего народа. Знаменитый ашуг в 1934 г. был удостоен звания народного поэта Дагестана.
Свобода открыла новый этап в развитии литературы народов Кавказа и Закавказья.
http://www.studbirga.info/pisateli-kavkaza-i-zakavkazya/
Современному читателю хорошо известны имена поэтов и писателей Кавказа и Закавказья 19-21 веков:
абхазы: Фазиль Искандер, Дмитрий Гулиа, Самсон Чанба и др.
азербайджанцы: Мухаммед-Гусейн Шахрияр, Самед Вургун, Гусейн Джавид, Бахтияр Вагабзаде, Чингиз Абдуллаев и др.
адыги: Алим Кешоков, Ибрагим Цей, Тембот Керашев, Нальбий Куек, Ахмед Хатков, Зарамук Кардангушев, Бекмурза Пачев и др.
армяне: Ованес Туманян, Габриэль Сундукян, Алишан Гевонд, Эдуард Асадов, Егише Чаренц, Карен Кавалерян и др.
грузины: Николай Бараташвили, Илья Чавчадзе, Шалва Дадиани, Тициан Табидзе, Колау Надирадзе, Константин Гамсахурдия, Борис Акунин и др.
дагестанцы: Ирчи Казак, Сулейман Стальский, Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Саид Габиев, Шапи Казиев и др.
ингуши: Идрис Базоркин, Тембот Беков, Абдул-Гамид Гойгов, Багаудин Зязиков, Исса Кодзоев и др.
карачаево-балкарцы: Ислам Крымшамхалов, Кайсын Кулиев, Исса Каракетов, Танзиля Зумакулова, Керим Отаров, Халимат Байрамукова, Азрет Акбаев, Мурадин Ольмезов и др.
осетины: Коста Хетагуров, Дабе Мамсуров, Сико Кулаев, Цомак Годиев, Мелитон Габулов и др.
чеченцы: Абузар Айдамиров, Арби Мамакаев, Магомед Мамакаев, Аблуд-Хамид Хамидов, Канта Ибрагимов и др.